Расчет жд тарифа
Виды тарифов на грузовые перевозки, порядок расчета стоимости за перевозку грузов
Классификация тарифов на железнодорожном транспорте
Железнодорожные грузовые тарифы - это система цен, включающая утвержденные в установленном порядке платы, взимаемые за перевозки грузов и услуги инфраструктуры.
Сбор - это не включенная в тариф ставка оплаты дополнительных операций.
В соответствии с Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в РФ» тарифы и сборы, относящиеся к сфере естественных монополий, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» на основе себестоимости и уровня рентабельности. Тарифы должны обеспечивать безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей железнодорожного транспорта.
Тарифы могут устанавливаться на договорной основе. В этом случае они контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.
В целях реализации этого положения в части тарифного регулирования грузовых перевозок Правительство РФ приняло Постановление об утверждении Положения об основах государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки. Данным документом устанавливаются принципы государственного тарифного регулирования, определяется компетенция федеральных органов исполнительной власти, принимающих решения по установлению (изменению) уровня тарифов, а также вводятся единые принципы формирования и применения тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом.
Органом осуществления формирования государственной политики в области регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, является комиссия Правительства РФ по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте. На основании ее решения Федеральная энергетическая комиссия России, получившая полномочия по регулированию тарифов субъектов естественных монополий на железнодорожном транспорте, осуществляет государственное регулирование путем издания соответствующих актов, регистрируемых в Министерстве юстиции РФ.
Принципами государственного регулирования тарифов являются:
1) соответствие системы построения тарифов рыночным условиям хозяйствования (переход по мере развития рыночных отношений и конкуренции от тарифов на перевозки, регулируемых государством, к договорным);
2) применение на всей территории РФ единой структуры и системы построения тарифов, обеспечивающих возмещение экономически обоснованных затрат и получение прибыли;
3) распределение эксплуатационных расходов по видам перевозок;
4) обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам железнодорожного транспорта, в том числе к его инфраструктуре;
5) установление для всех грузоотправителей (грузополучателей) единых правил тарификации особых условий железнодорожных перевозок;
6) обеспечение гласности принятия решений по вопросам регулирования тарифов, в том числе установления их уровня, изменения этих тарифов и правил применения;
7) ведение раздельного учета затрат в естественно-монопольном и потенциально конкурентном секторах транспортных услуг;
8) ограничение перекрестного субсидирования одних видов перевозок за счет других.
Сведения об изменениях тарифов и сборов на перевозки грузов железнодорожным транспортом общего пользования, публикуются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта не позднее, чем за десять дней до введения в действие таких изменений.
Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами, определяются по Прейскуранту.
Плата за перевозки грузов по Российским железным дорогам (РЖД) исчисляется в прямом железнодорожном сообщении за расстояние от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции назначения.
Плата определяется:
за расстояние по кратчайшему направлению, если грузы перевозятся грузовой и большой скоростью;
действительное пройденное расстояние при перевозке грузов негабаритных и на транспортерах;
суммарное расстояние перевозки по РЖД при перевозке грузов с участием Калининградской железной дороги;
расстояние перевозки с учетом обхода железнодорожных узлов для ряда опасных грузов и остальных грузов с учетом обхода малодеятельных и скоростных линий.
Тарифы зависят:
- от вида отправки (повагонная, групповая, маршрутная, контейнерная, мелкая или сборная повагонная);
- типа и принадлежности вагона, контейнера, локомотива;
- скорости перевозки (грузовая, большая, пассажирская);
- свойств груза (наливные, опасные, скоропортящиеся, негабаритные, автомобили, домашние вещи и др.);
- расстояния перевозки;
- массы груза.
Тарифы подразделяются на следующие виды:
- В зависимости от сферы распространения:
- общие - применяются к перевозкам грузов в прямом железнодорожном сообщении по территории РФ. Это основной (базовый) вид тарифов;
- исключительные - установленные на перевозки отдельных грузов, связанные с особыми условиями их перевозок, на определенных направлениях или расстояниях, а также в некоторые периоды времени. Они бывают пониженные (поощрительные) и повышенные (запретительные).
Пониженные тарифы применяются при перевозке грузов принадлежащих определенным организациям или грузоотправителям для определенных целей (например, железная дорога везет щебень для своих нужд и т. д.);
- договорные - устанавливаются на договорной основе по соглашению сторон;
- для международных перевозок - устанавливаются в соответствии с международными договорами РФ;
- местные - устанавливаются в пределах одной инфраструктуры.
- По виду отправок:
- повагонные - взыскиваются с вагона в зависимости от массы груза при перевозке грузов в универсальных и специализированных вагонах. Тариф зависит от принадлежности вагона;
- потонные - установленные в виде платы за 1 тонну груза, перевозимого наливом в цистернах (нефть и нефтепродукты, кислоты, углеводороды, спирт и др.);
- для мелких отправок - за перевозку грузов мелкими отправками в сборных вагонах в зависимости от массы отправки;
- для контейнеров - за перевозку грузов в контейнерах в зависимости от их длины и массы брутто, а также принадлежности контейнера. Тариф не зависит от рода груза;
- на рельсовый подвижной состав, перевозимый как груз на своих осях. Плата взыскивается за пробег каждой оси.
- В зависимости от скорости доставки:
- грузовой;
- большой - плата в 1,5 раза больше, чем грузовой скоростью;
- пассажирской - плата исчисляется за перевозку грузов в грузовых, багажных и почтово-багажных вагонах, прицепляемых к пассажирским или почтово-багажным поездам.
- По форме построения:
- табличные, выраженные в виде готовых плат с вагона, контейнера или тонны за все расстояние перевозки;
- схемные - плата определяется путем умножения ставки за 1 т-км, 1 ваг-км, 1 осе-км на расстояние перевозки.
Тарифы включают:
- платы за пробег груженых и порожних вагонов, локомотивов и другого передвижного оборудования на железнодорожном ходу общего парка, а также собственных (арендованных) вагонов с локомотивом РЖД;
- платы за пользование инфраструктурой РЖД при пробеге поездных формирований, состоящих из собственных (арендованных) локомотивов и вагонов;
- платы за пользование инфраструктурой РЖД при пробеге своим ходом отдельных собственных (арендованных) локомотивов;
- платы за пробег груженых и порожних вагонов, локомотивов и другого передвижного оборудования на железнодорожном ходу общего парка с собственным (арендованным) локомотивом;
- другие платы и сборы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые РЖД.
Тарифы построены на двухставочной основе: за начально-конечные и движенческие операции.
В тарифы по начально-конечным операциям входят следующие виды работ и услуг:
- уведомление о прибытии груза и о подаче груженых или порожних вагонов на железнодорожные пути необщего пользования или к фронтам погрузки (выгрузки) на местах общего пользования;
- текущий ремонт порожних вагонов общего парка при подготовке их под погрузку;
- техническое обслуживание на железнодорожных станциях грузовых вагонов общего парка или собственных (арендованных) вагонов;
- техническое обслуживание и текущий ремонт контейнеров общего парка;
- осмотр вагонов общего парка в техническом и коммерческом отношении для подачи грузоотправителям под определенные грузы;
- подготовка под налив цистерн, бункерных полувагонов общего парка;
- подгруппировка вагонов для подачи под погрузку (выгрузку) определенным грузоотправителям (грузополучателям) и подготовка их к подаче;
- прием к отправлению (включая проверку правильности погрузки и крепления грузов на открытом подвижном составе) и выдача грузов, а также оформление перевозочных документов железнодорожной станцией;
- выполнение приемо-сдаточных операций (осмотр и передача вагонов в техническом и коммерческом отношении);
- маневровая работа по расформированию поездов различных категорий (маршрутных, передаточных, вывозных, сборных), прибывших на железнодорожные станции погрузки (выгрузки), по предназначению вагонов и грузов, а также по формированию на железнодорожные станции отправления поездов различных категорий;
- маневровая работа по подаче (уборке) порожних и груженых вагонов на (с) выставочные (приемо-сдаточные) пути, принадлежащие РЖД и расположенные в пределах железнодорожной станции;
- маневровая работа по подаче (уборке) порожних и груженых вагонов в места общего пользования железнодорожных станций при осуществлении погрузки (выгрузки) грузов средствами РЖД;
- технологические операции с контейнерами, не связанные с работой по приему и выдаче грузов, за исключением грузов, перевозимых под таможенным контролем (поднятие контейнера краном для осмотра с целью проверки сохранности и постановка его на место; перестановка контейнера на контейнерной площадке при перегруппировке по направлениям; поворот контейнера «дверями внутрь» для обеспечения сохранности грузов (свертка); снятие контейнера с верхнего яруса для изъятия контейнера из нижнего яруса и погрузка изъятого контейнера и др.)
В тарифы по начально-конечным операциям также включены следующие расходы:
- по содержанию и обслуживанию зданий, сооружений, оборудования и инвентаря хозяйства грузовой и коммерческой работы и хозяйства перевозок;
- по содержанию технологических центров по обработке перевозочных документов;
- по амортизации, содержанию и ремонту станционных путей (без железнодорожных путей необщего пользования), устройств сигнализации и связи, вагонов, контейнеров общего парка при перевозке в них грузов, а также расходы по приему и отправлению поездов на железнодорожных станциях, работе поездных локомотивов, их амортизации, содержанию и капитальному ремонту.
Ставка за движенческую операцию включает:
- расходы на перевозку грузов от станции отправления до станции назначения;
- расходы по обслуживанию вагонов в пути следования.
Величина ставки за движенческие операции устанавливается с учетом загрузки вагона, расстояния перевозки, показателя порожнего пробега вагонов и других факторов в зависимости от вида отправки и типа вагона
Расчеты на сайте выполнены на ядре программы расчета ж/д тарифов Успех.